Сызранов А. В. Этническая ситуация в Астраханской области: история и современность

Сызранов А. В. Этническая ситуация в Астраханской области: история и современностьАстраханская область – один из уникальных регионов Российской Федерации. Наряду с геополитическим, транспортным, экономическим значением, Нижневолжье и по сей день остаётся образцом межэтнического и межконфессионального спокойствия, толерантности и взаимного этно-сотрудничества. Это является своеобразной «визитной карточкой» региона. Говоря о причинах такого положения, следует отметить ряд факторов. Прежде всего, это историческая традиция многонациональности — наш край издревле являлся перекрёстком путей и «вратами народов», регионом открытых этнических и культурных миграций. Кроме того, особое географическое и природное своеобразие региона — территориальный простор и жёсткость климата – способствовало сплочению населения. Есть также мнение, что Астраханский край представляет особую историко-географическую зону на стыке трёх историко-этнографических областей: Северо-Кавказской, Центрально-Азиатской (или Среднеазиатской) и Средне-Волжской. Поэтому регион всегда был местом, где жили представители самых разных народов и конфессий.

Так, во времена Хазарского каганата (VII-X вв.) здесь жили собственно хазары, булгары, аланы, арабы, евреи, славяне и др. которые исповедовали языческие верования, ислам, христианство, иудаизм. Каждый из этих народов мог свободно совершать свои религиозные обряды и производить судопроизводство по своим обычаям. Такое же этнокультурное разнообразие сохранялось и во времена Золотой Орды (XIII-XV вв.), Астраханского ханства (вторая половина XV — первая половина XVI вв.), Астраханского воеводства, а затем и губернии (с 1717 г.). Известно, например, что уже в первые века существования русской Астрахани (после её основания в 1558 г.) в городе, наряду с православными храмами, были построены мусульманские мечети, армяно-григорианские церкви, католический костёл, лютеранская кирха, даже индуистская кумирня. Веротерпимость, царившая в южном форпосте государства Российского, особенно поражала иностранцев, побывавших здесь. Так, в конце XVIII в. Астрахань посетил известный польский писатель и путешественник Ян Потоцкий (1761-1815). Вот как он описывает религиозную ситуацию в городе: «Самое большое впечатление произвела на меня веротерпимость, какую, может быть, чрезвычайно трудно найти на каком-нибудь другом месте земного шара. Последователи Али (т. е. мусульмане-шииты. – А. С.), проклиная в своих караван-сараях приверженцев секты Омара (т. е. мусульман-суннитов – А. С.), могут слышать, как призывают на молитву крики муэдзинов сих последних, колокола греческой (т. е. православной. – А. С.) церкви, тамтам индейцев (индийцев-индуистов. – А. С.) и, может быть, жужжание лам (буддийских священнослужителей. – А. С.). К этим разным религиям можно присовокупить несколько сект староверцев, и все европейские и азиатские христианские общества».

Народы, населяющие Астраханский край, всегда проявляли уважение друг к другу, к чужим обычаям и традициям, готовность вместе противостоять общей беде. Так, многонациональное население региона сплотилось против притеснений местной власти во времена знаменитого Астраханского восстания 1705-1706 гг. известного ещё как «свадебный бунт». В грозный 1812 год, когда «Великая армия» французского императора Наполеона Бонапарта вторглась в пределы Российской империи, в составе русской армии действовали два полка, сформированные из калмыков – уроженцев Астраханской губернии.

Во второй половине 1930-х гг. угроза разрушения нависла над одной из наиболее крупных и красивых православных церквей г. Астрахани – храмом святого Владимира. И тогда, согласно городской легенде, окрестное татаро-мусульманское население встало на его защиту и спасло от гибели.

Сегодня, в условиях новых вызовов единству Российской Федерации и народов, её населяющих, астраханцы по-прежнему демонстрируют стремление к миру и согласию. Об этом, в частности, говорят совместные заявления лидеров всех конфессий региона о необходимости противостояния одной из главных проблем современности — международному терроризму.

Естественно, что многообразие культурных вариаций, включая этнические и религиозные, а также смешанные — этноконфессиональные, порождает ряд проблем (например, события в с. Яндыки Лиманского района в феврале и августе 2005 г.). Но главное его следствие — взаимообогащение традиций разных народов и вер, выработка привычки и умения жить вместе, понимать друг друга, плодотворно и тесно сотрудничать. Тому Астраханский край издревле и по сей день даёт позитивный пример.

Заселение территории современной Астраханской области началось в глубокой древности. К концу XVIII — началу XIX в. окончательно сформировался преобладающий и по сей день национальный состав края, представленный, прежде всего, носителями индоевропейских (русские, украинцы и др.) и алтайских (казахи, татары, ногайцы, калмыки и др.) языков. Также к этому времени сложились основные хозяйственно-культурные типы: морские рыболовы и охотники на морского зверя (русские-ловцы Каспийского взморья), рыболовы волжской дельты (русские), пашенно-плужные земледельцы (русские), земледельцы-овощеводы (русские и татары), кочевники (казахи и калмыки) и полукочевники (ногайцы-карагаши и туркмены).

Спустя два столетия, на рубеже XX-XXI вв. в Астраханской области наблюдается значительный прирост мигрантов с Кавказа и из Средней Азии: аварцев, даргинцев, лезгин, чеченцев, кумыков, азербайджанцев, армян, турок-месхетинцев, узбеков и таджиков. И наоборот, падает численность традиционных, «коренных» народов: русских, татар, украинцев, белорусов. Основные предполагаемые причины: низкая рождаемость, высокая смертность, отток населения в другие регионы (в основном в западном и северо-западном направлении). Также сокращается численность немцев и евреев – в основном, за счёт эмиграции в Германию и Израиль. Только один нижневолжский этнос — казахи, несмотря на кризисные 90-е годы, сохранил динамику неуклонного роста (при сокращении, однако, темпов).

С эпохи «перестройки» в СССР началось т. н. «национальное возрождение». Этот процесс затронул и многонациональное население Астраханской области. Выразилось это, прежде всего, в возникновении целого ряда национально-культурных обществ, ставящих своей главной задачей возрождение родного языка и культуры: татарское «Дуслык» («Дружба»), казахское «Жолдастык» («Товарищество»), ногайское «Бирлик» («Единство»), армянское «Арев» («Солнце») и др. Стали регулярно отмечаться национальные праздники: русские Масленица, Зеленые Святки, Дни Славянской письменности и культуры, татарский Сабантуй, калмыцкий Цаган Сар, тюрко-иранский Наурыз, или Навруз. Некоторые общества стали издавать свои газеты (татарская «Идель» («Волга»), казахская «Ак Арна» («Чистый родник»), «Немецкое Астраханское обозрение» и др.). В ряде образовательных учебных заведений области общего, среднего и высшего уровней начали преподаваться национальные языки (казахский, татарский, ногайский, калмыцкий и др.).

Население Астраханской области на сегодняшний день (по переписи 2010 г.) немного превышает 1 млн. чел. В регионе представлены более 140 национальностей и этнических групп. Преобладающее население – русские (67,6 %), казахи (14,9 %) и татары (6 %). Вследствие миграций возрастает численность народов Кавказа и Средней Азии. Современное население принадлежит к следующим языковым семьям: индоевропейской (русские, украинцы, белорусы, армяне, таджики, цыгане и др.), алтайской (казахи, татары, ногайцы, туркмены, азербайджанцы, узбеки, турки, кумыки, чуваши, калмыки и др.), кавказской, или северокавказской (аварцы, даргинцы, лезгины, чеченцы, грузины и др.), уральской (мордва, марийцы и др.). На территории региона проживают представители наций как дореволюционного (русские, украинцы, татары-переселенцы), так и советского (казахи) периодов формирования, народностей (ногайцы, цыгане и др.) и субэтнических групп (липоване, юртовцы и др.).

Общая численность русского населения составила 618 204 человека, то есть сократилась по сравнению с 2002 г. на 82356 человек или на 12 %. Доля русского населения также сокращается. Если в 1989 г. их доля составляла 71,9 % (173 558 чел.), в 2002 г. — 69,6 % (700 561 чел.), то в 2010 г. — 67,6 %. (618 204 чел.).

Казахов насчитывается 149 415 человек (в 2002 г. их численность составляла 142 633 человека). На первый взгляд имеется значительная положительная динамика, но в тоже время есть некоторое сокращение темпов роста казахского населения, что связано с сокращением темпов рождаемости и миграцией.

Еще более стремительная тенденция сокращения численности наблюдается у татар. В 2002 г. — 7 2617 человек, они составляли 7,2 % от общего числа жителей области, а в 2010 г. — 60 523 человека или около 6 %. Сокращение за 8 лет составило 14,3 %. Сократилась численность ряда других национальностей: вся славянская группа, калмыки, евреи, немцы, народы Закавказья, осетины, чеченцы.

Четвертую по численности совокупную этническую группу в регионе составляют народы Дагестана – 16 882 человека. Следует отметить увеличение численности ногайцев. По сравнению с результатами переписи 2002 г. (4 570 человек) наблюдается рост в 66 % (7 589). Это связано по большей степени с миграциями северокавказских ногайцев, развитием этнического самосознания астрахаснких ногайцев и тем, что часть татар (преимущественно юртовских) отнесла себя к категории ногайцев.

Таким образом, сокращение численности традиционных групп населения на фоне мощного миграционного потока последних двух-трех десятилетий с Кавказа и Средней Азии меняет этническую ситуацию в регионе, межнациональный баланс в сторону мигрантов.

This entry was posted in История Астрахани and tagged , , . Bookmark the <a href="http://astrakhan-today.ru/syzranov-a-v-etnicheskaya-situaciya-v-astraxanskoj-oblasti-istoriya-i-sovremennost/" title="Permalink to Сызранов А. В. Этническая ситуация в Астраханской области: история и современность" rel="bookmark">permalink</a>.

Comments are closed.