Тема «История и природа Астраханского края&quot

Тема "История и природа Астраханского края&quotКонспект занятия.

Тема: "История и природа Астраханского края"

Разработано: педагогом дополнительного образования Андроновой Т. Г.

Использование наглядных средств на занятии: коллекции горных пород Астраханской области, гербарии, карта Астраханской области, книжная выставка, атлас Астраханской области.

Использование дидактического материала на занятии: карточки-задания, ордена.

Оборудование: игровое поле, жетоны, рюкзак (полезные ископаемые)

Педагогические технологии, используемые на занятии: личностно-ориентированная и игровая технологии, элементы технологии активизации мыслительной деятельности и культуровоспитывающей.

Педагогические принципы, используемые на занятии:

-принцип коммуникативной направленности;

- принцип единства практической, развивающей и воспитательной сторон.

- принцип взаимоуважения (ребёнка - со сверстниками и с педагогом - должно строиться на основе взаимоуважения, равно как и общение педагога с каждым членом детского коллектива).

Цель занятия: обобщить знания воспитанников по истории и природе Астраханского края путём игровых элементов.

Название игры: "Умницы и умники"

Организация занятия: группа делится:

3 человека исполняющие роли "умников";

2 человека помощники педагога; остальные ребята исполняют роли "теоретиков".

Стулья расставляются по сторонам кабинета, для "теоретиков". Посередине кабинета игровое поле. Столик с реквизитом, используемом на занятии.

Жюри:

История и природа Астраханского края.

Цель занятия: обобщить знания воспитанников по истории и природе Астраханского края.

Педагогические задачи: стимулировать знания ребят.

Обучать:

- Проверить знания детей по данной теме.

- Расширить кругозор.

- Формирование умений анализировать, делать выводы рассуждать логически, используя проблемные ситуации.

Воспитывать:

- Любовь к объектам природы родного края, бережного отношения к ним.

- Совершенствовать навыки межличностного общения детей.

Развивать:

- Интерес к познанию истории природы Астраханского края.

- Творческую активность.

- Эмоционально-чувственную сферу ребёнка.

- Способности иметь собственные суждения, отстаивать свою позицию.

Выбираются три учащихся - играющих роль "умников" (по желанию и по договорённости с педагогом перед занятием).

Педагог предлагает "умникам" пройти предварительный этап и три этапа в занятии. На каждом этапе "умникам" предлагается вопрос (ситуация) по истории и природе Астраханского края. Вопросы зачитываются ребятами помощниками. Вопросы написаны на отдельных карточках.

Каждый участник - "умник" обдумывает задание в течение 30 секунд и высказывает свою версию ответа.

Жюри оценивают ответы "умников".

Определяются ступени игровых дорожек.

Красная дорожка - ошибок нет - 2 ступени - 2 вопроса.

Жёлтая дорожка - 1 ошибка - 3 ступени - 3 вопроса.

Зелёная дорожка - 2 ошибки -4 ступени - 4 вопроса.

Если ответ правильный, то участник переходит на следующую ступень дорожки. Если ответ неверный, и есть право на ошибку (жёлтая и зелёная дорожки), то участник переходит на следующую ступень дорожки.

Если ответ неверный и нет права на ошибку (красная дорожка), то "умник" выбывает из игры и присоединяется к

"теоретикам".

"Теоретики" в случае необходимости (если нет ответа у "умников" или ответ не полный) могут дополнить или ответить на вопрос "умников".

Жюри, по общему мнению, за правильные и полные ответы распределяют ордена "умникам" и "теоретикам". Ордена раздают помощники.

Ход занятия.

Опережающее занятие. Оно дано за 15 мин. до начала занятия.

Педагог предлагает учащимся "умникам" представить город Астрахань (рассказ, стихотворение т. д.)

Жюри оценивают выступления, лучшему выдаётся орден. Позвольте мне представить наших судей. Председатель ареопага, его секретарь. Помощница, не говорит по-русски, но хорошо знает слово "орден".

Распределяются игровые дорожки (по желанию участников).

Дорогой друг, выбирай игровые дорожки:

*зелёная дорожка - 2 ошибки; *жёлтая -1 ошибка и "золотая середина"; *красная - раз - два желаю удачи!

Карточка№1 (зелёная дорожка)

1- Этап. Рельеф Астраханской области.

1 вопрос. Когда-то я была дном большого, но неглубокого моря. Тысячелетия реки приносили мне песок, глину, ил. Я заботливо собирала их и складывала в свои хранилища.

Морские волны сглаживали мою поверхность, разрушили все скалы и неровности засыпали песком, и я тихо дремала под плеск волн. Но потом что-то случилось с морем, оно мелело и отступало. Вот так я и образовалась.

Педагог: О чём шла речь? Назовите форму рельефа. (Прикаспийская низменность)

Карточка №2 (жёлтая дорожка)

2 вопрос. Нас много и мы загадали учёным такую загадку, что они вот уже 200 лет бьются, нас изучают: копают, измеряют, фотографируют, а всё равно, точно не знают, откуда мы взялись? Даже ученому, который впервые нас обследовал, мы своей тайны не раскрыли. Названы мы именем этого учёного.

Педагог: Как называются эти формы рельефа на территории Астраханской области? В честь какого учёного они называются? (Бэровские бугры)

Карточка № 3 (Красная дорожка)

3 вопрос. Я тоже загадка природы. Представляете, я единственная в Астраханской области, невысока (всего 149м.) Астраханцы меня очень любят, называют священной, сочиняют обо мне легенды, мифы. Образование моё интересное. Фундаментом, ядром моим является каменная соль. В течение многих лет она медленно поднималась вверх. Выжималась, соль приобрела форму купола. И хотя я не очень высока, но на абсолютно ровном месте кажусь довольно высокой.

Педагог: Как называется эта форма рельефа Астраханской области? (гора Большое Богдо)

2 этап. Полезные ископаемые Астраханской области.

Карточка №2 (жёлтая дорожка)

2 вопрос. Я близкий родственник соли, образуюсь также в озёрах. Меня даже называют соляной розой. Я широко применяюсь в химической промышленности, и из меня делают лекарства. Назвали меня в честь той местности, где я был впервые обнаружен.

Педагог: Как называется это полезное ископаемое?

Это полезное ископаемое известно с незапамятных времен. (Астраханит)

Карточка № 3 (красная дорожка)

3 вопрос. Я образовалась из слюды и полевого шпата. Бываю разного цвета: белого, красного, коричневого и даже зелёного. Я самое распространённое полезное ископаемое области. Необходима я строителям. Присутствую в пластилине, цветных карандашах.

Педагог: О каком полезном ископаемом шла речь? (Глина)

Карточка № 1 (зеленая дорожка)

1 вопрос. Меня в Астраханской области много. В Астраханскую область принесли моря и река Волга, а часть меня приносится из пустынь Казахстана и Средней Азии.

Астраханцы знают, что я ценное полезное ископаемое. Меня очень ценят строители. Из меня получают стекло.

Если меня мало в почве, то растения растут плохо - корням воздуха не хватает.

Педагог: О каком полезном ископаемом нам рассказали? (Песок)

Педагог: Как-то раз были в экспедиции по Астраханской области. Наша группа получила задание собрать коллекцию полезных ископаемых. Вот они - полный рюкзак. И чего здесь только нет. Сколько интересных тайн они скрывают. Задание! Прослушайте выступления полезных ископаемых и дайте им название и найдите в нашей коллекции. Приложение №2

3 этап "История города"

Карточка№1

1 вопрос. Первоначальное расположение Астрахани было доступно для нападений и непригодно для обороны. Нужно было найти место, защищенное самой природой, а за счёт военных укреплений неприступное для неприятеля. Выбор был остановлен на высоком холме.

Педагог: Как называется это место? Сколько названий вы знаете? ("Шабан-бугор" - высокий остров; "Заячий холм или Долгий холм").

Астраханский кремль - пример русского оборонного зодчества. Построен по образцу Кремля Московского, олицетворял грозную силу и славу русского царя. Широкие каменные стены, боевые площадки, башни - всё это непременные составные кремля.

Карточка № 2

2 вопрос. Сколько башен в Астраханском кремле? (7 башен и 2 собора) Назовите их. Ответ: 1 Архиерейская,2- Артиллерийская 3- Крымская, 4- башня Красные ворота, 5- Никольские ворота, 6 Пречистенская, 7- Житная башня и соборы: Троицкий и Успенский). Приложение №1.

4 этап нашей игры называется

"Растительный мир Астраханской области"

Карточка № 1 (зелёная дорожка)

1 вопрос. В нашем крае встречается два вида этого растения. Имеет оно большое количество ароматического масла. В старинных песнях о тяжёлой доле нередко упоминается это растение. Ведь не найти травы горче её. Это растение - одно из древнейших лекарственных растений.

Педагог: Как называется это растение? Найдите его среди предложенных гербариев. (Полынь белая и чёрная).

Карточка №2 (жёлтая дорожка)

2 вопрос. Это растение приспособлено к жизни в песках. С давних времён её использовали на корм скоту. Недавно учёные выяснили, что это растение обладает очень полезными свойствами: напиток из неё стимулирует работу органов пищеварения, уменьшает перегрев тела в жару, сокращает его обезвоживание. (Это растение очень любят животные, которых мы называем "кораблём" пустыни) Это растение очень любят известные животные.

Педагог: Найдите из предложенной коллекции растений (гербариев) это растение. Как оно называется? (Верблюжья колючка).

Карточка № 3 (красная дорожка)

3 вопрос. Это деревце растёт вдоль водоёмов. Славится оно тем, что снижает городской шум, поэтому сажают её в городах. Ветви этого деревца гибкие, свисающие. Из них мастера делают корзины, мягкую мебель. Много песен и легенд сложено об этом растение.

Педагог: Назовите это растение. Найдите его в предложенных гербариях. (Ива или ветла)

Педагог: На занятиях мы с вами говорили о растениях, произрастающие на улицах нашего города и поселков, узнали названия некоторых типичных представителей нашей флоры.

5 этап "Водоёмы Астраханского края"

Карточка № 1 (зелёная дорожка)

1 вопрос. Вот отсюда, именно отсюда,

Из глубин лесного родника,

Выбегает голубое чудо -

Русская великая река.

Педагог: Волга - самая большая река Европы. В народе её именуют матерью рек русских, называют великой русской рекой.

Назовите, где находится начало - исток реки Волги? (на севере Валдайской возвышенности, близ озера Селигер, деревушка Волгово-Верховье).

Карточка № 2 (желтая дорожка)

2 вопрос. Слабеньким ручейком выгляжу я только в своём истоке. Далее, пройдя через несколько озёр, сливаясь с другими ручейками и речушками, я разливаюсь могучей рекой.

Педагог: Назовите самые крупные притоки Волги? (Ока, Кама)

Карточка № 3 (красная дорожка)

3 вопрос. На территории Астраханской области есть немало солёных и пресных озёр. Это озеро красиво и загадочно. Продолговатое по форме, небольших размеров. Тысячи ручейков несут в него солёную воду. Вода испаряется, а соль осаждается и пополняет его запасы.

Педагог: Назовите это озеро? (Баскунчак)

Подведение итогов.

Наше занятие подошло к концу. Закончить занятие мне хотелось бы словами замечательного писателя-натуралиста В. Бианки: "Весь огромный мир кругом меня полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь потому, что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире!"

Давайте посмотрим, сколько же жетонов получил каждый из вас за правильные ответы на занятии? Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились! На этом, знакомство с нашем краем для нас незаконченно.

Наше интеллектуальное состязание закончено. Умные вопросы закончились и пожалуйста, несколько слов победительнице (победителю).

"Умники"- кто участвует.

"Умницы" - кто правильно отвечает.

Литература.

1. Никифорова Н. А. Протасевич Г. Н. Природа Астраханского края. Астрахань, 1994г.

2. Никифорова Н. А. Протасевич Г. Н. Природа нашего края. Астрахань, 1995г.

3. Ушаков Н. М. Щучкина В. П. Тимофеева Е. Г. Природа и история Астраханского края. Астрахань, 1996г.

Приложение №1

1. Гиойник - водяные ворота (между Никольскими и Красными воротами).

2. Артиллерийская башня - получила название за то, что к ней примыкал Артиллерийский двор, огороженный каменным забором.

3. Архиерейская башня получила своё название за то, что внутри кремля к ней примыкало Архиерейское подворье. Высота башни более 15 м, башня четырехъярусная.

4. Житная башня - названа так потому, что с южной стороны к ней примыкал житный двор, хранивший запасы ячменя, овса, пшеницы, риса, солода. Высота башни 13 м, башня четырехъярусная.

5. Башня Красные ворота получила своё название за мощь и величие. Она находится на самом высоком месте - бугре. Башня двенадцатигранная.

6. Крымская башня - пятиярусная, высота 17 м. бойницы Крымской башни глядели на Крымский шляхт, начинавшийся от заволжского форпоста (ныне посёлок Трусова).

7. Никольские ворота - получили своё название по имени надвратной церкви, устроенной на проездной башне в 16 веке. Высота башни 13м.

8. Пречистенская башня - самая большая башня, являющаяся проездными воротами. Высота её около 80 метров. На колокольне установлены часы, изготовленные в

г. Санкт-Петербурге.

9. Троицкий собор - комплекс трёх церквей: Троицкий собор, Сретенский, Введенский и двух трапезных палат.

10. Успенский собор - замечательный памятник архитектуры 18 века. Высота собора 75 метров (с крестами), представляет собой в плане четырёхугольное здание, завершённое пятью куполами с золочёными главами. Собор двухэтажный.

11. Водяные ворота - восстановлены в 1977 году. Они считались воротами жизни. Только через них можно выбраться к берегу Волги.

Приложение № 2

Дополнительные вопросы. Это полезное ископаемое известно с незапамятных времён. Человек в год съедает от 6 до 7 кг этого полезного ископаемого. Недостаток этого вещества в организме человека может привести к болезням. Существует немало поговорок, пословиц и сказок об этом полезном ископаемом. Назовите и покажите это полезное ископаемое Астраханской области? Вспомните о нём поговорку или пословицу? (Поваренная соль)

This entry was posted in История Астрахани and tagged , , . Bookmark the <a href="http://astrakhan-today.ru/tema-quot-istoriya-i-priroda-astraxanskogo-kraya-quot/" title="Permalink to Тема «История и природа Астраханского края&quot" rel="bookmark">permalink</a>.

Comments are closed.